Ученые и изобретатели
Адрианов Григорий Васильевич (1859 - после 1917)
Инженер путей сообщения, специалист в области изысканий и строительства. Участвовал в изысканиях трассы и сооружении Екатеринбург-Тюменской, Уфа-Златоустовской, Западно-Сибирской, Забайкальской железных дорог. Один из авторов книги "Сеть железных дорог России в будущем" (1908). Именем Адрианова названа одна из железнодорожных станций.
Александров Иван Гаврилович (1875 - 1936)
Инженер путей сообщения, ученый в области мостостроения, энергетики, гидротехники, академик АН СССР (1932), член президиума Госплана СССР. Один из активных участников ГОЭЛРО, автор проекта Днепрогэса. Автор проектов мостов через реки Неву и Москву. Александров участвовал в строительстве Оренбург-Ташкентской железной дороги, принимал участие в разработке плана прокладки БАМ. С 1934 был председателем комиссии АН СССР по реконструкции железнодорожного транспорта, член научно-технического совета НКПС. Труды по энергетике, гидротехнике, экономическим вопросам районирования транспорта.
Алексеев Александр Емельянович (1891 - 1975)
Ученый в области электротехники и электрической тяги, член-корреспондент АН СССР (1953). Зав. кафедрой "Электрические машины" Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Руководил разработкой первых отечественных тяговых электрических машин, турбо- и гидрогенераторов, принимал участие в создании рельсосварочной машины. Труды по электрическим машинам, электрической тяге. Его имя присвоено лаборатории электрической тяги на переменном токе в Петербургском институте инженеров железнодорожного транспорта.
Алешин Владимир Андреевич (1903 - 1966)
Инженер-механик, специалист в области механизации строительных и путевых работ, кандидат технических наук. Один из создателей высокопроизводительных балластировочных машин и других машин для путевых работ. Разработанная совместно с Ф. Д. Барыкиным и П. Г. Белогорцевым балластировочная машина в 1938 г. на Всемирной выставке в Париже удостоена Гран-при. Труды в области конструирования и расчета путевой техники, в том числе учебник "Строительно-путевые машины" для вузов.
Алферов Константин Васильевич (1899 - 1960)
Специалист в области конструирования путевых и строительных машин и систем непрерывного транспорта, доктор технических наук (1947), профессор Московского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. Труды по расчетам и конструированию указанных машин; автор учебников, переведенных на ряд европейских и китайский языки.
Анненков Михаил Николаевич (1835 - 1899)
Инженер путей сообщения, генерал-лейтенант. В военном министерстве России заведовал передвижением войск. Возглавлял строительство Закаспийской железной дороги (1880-1888); в Русском техническом обществе руководил подкомиссией по выработке технических условий в комиссии "По вопросу о железной дороге через всю Сибирь" (1889-1890). Труды по вопросам военного значения железных дорог, истории строительства Закаспийской железной дороги. Имя Анненкова было присвоено станции на Закаспийской железной дороге. Ему установлен памятник в Самарканде (1913).
Аносов Павел Петрович (1798 - 1851)
Металлург, специалист в области сталелитейного производства. С 1847 г. был начальником Алтайских заводов. Известен, в частности, раскрытием секрета приготовления булатной стали, применением микроскопа для исследования внутреннего строения стали; является автором ряда оригинальных предложений по механизации золотодобычи; в 1837 г. под его руководством на Златоустовском заводе построена переносная чугунная дорога. Труды в области получения стали, золотоплавильного производства.
Антонов Николай Ильич (1810 - 1866)
Инженер путей сообщения, специалист в области мостостроения. Антонов участвовал в изысканиях и проектировании мостов через Волгу, Творцу, Шошу, строил мосты на Петербург-Московской железной дороге, участвовал в изысканиях трассы Московско-Курской железной дороги.
Астахов Павел Николаевич
Инженер-механик (1933), специалист и области тяги поездов, кандидат технических наук, работал по ВНИИЖТ. Участник многочисленных испытаний новых локомотивов. Труды по вопросам сопротивления движению железнодорожного подвижного состава, многие работы переведены на иностранные языки.
Афонин Иван Иванович
Инженер путей сообщения. Руководил совместно с Э.И. Михайловским изыскательской партией, проводившей в 1911 г. изыскания железнодорожной трассы севернее оз. Байкал по направлению Иркутск - Жигалово, Тироть - Жигалово, Мулун - Усть-Кут, Тайшет - Усть-Кут.
Бабичков Абрам Михайлович (1893 - 1965)
Ученый в области теории тяги поездов, доктор технических наук, профессор Московского института инженеров железнодорожного транспорта, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Труды по тяговым расчетам.
Балашенко Виктор Харитонович (1909 - 1992)
Инженер-механик, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель РСФСР (автор 15 изобретений), награжден тремя знаками "Почетному железнодорожнику". В начале 40-х гг. участвовал в разработке ряда путовых машин, и т. ч. землеуборочной (1942 г.).
Балюкевич Федор Иванович (1842 - 1895)
Инженер путей сообщения, изобретатель. Балюкевич был помощником начальника службы движения Закавказской железной дороги. В 1892 г. предложил телефонно-жезловую систему железнодорожной сигнализации с управлением по телеграфным проводам.
Баренбойм Исаак Юлисович (1910 - 1984)
Инженер-мостостроитель, кандидат технических наук (1965), заслуженный строитель УССР (1963), Герой Социалистического Труда (1943). В годы Великой Отечественной войны участвовал в восстановлении больших железнодорожных мостов через Днепр, Дон и др. После войны руководил строительством мостов через Днепр, Днестр, Десну, Северский Донец, Южный Буг, Прут и др. Один из инициаторов внедрения способа гидромеханизации при ведении кессонных работ (1948 г.).
Бартенев Прокофий Васильевич (1891 - 1963)
Инженер путей сообщения, специалист в области проектирования железнодорожных станций и узлов, доктор технических наук, профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Зав. кафедрой "Железнодорожные станции и узлы".
Барыкин Федор Деомидович (1894 - 1964)
Инженер-механик; изобретатель. С 1928 г. руководил разработкой конструкций и созданием путевых машин (балластера, стругов, снегоуборочных и др.).
Белелюбский Николай Аполлонович (1845 - 1922)
Инженер путей сообщения, учёный в области мостостроения, строит, механики, материаловедения, профессор Петербургского института инженеров путей сообщения (1878).
По его проектам построены мосты через Волгу, Днепр, Обь, Ингулец, Амударью и др. Белелюбским созданы оригинальные мостовые конструкции, предложен метод расчета отверстий больших мостов, принятый в международной практике мостостроения.
Основал в Петербургском институте инженеров железнодорожного транспорта лабораторию по испытанию материалов, носящую его имя. Член комиссии "По вопросу о железной дороге через всю Сибирь". Представлял Россию на международных конгрессах.
Его проекты награждены золотыми медалями на ряде отечественных и международных выставок. Автор первого в России "Курса строительной механики" (1885).
Белов Иван Васильевич (1923 - 1994)
Экономист, специалист в области методов оценки экономической эффективности развития и функционирования железных дорог, экономико-математического моделирования транспортных процессов, доктор экономических наук (1973), профессор (1975), заслуженный деятель науки РСФСР (1985), зав. кафедрой "Экономика транспорта" (1962-1982), ректор Московского института железнодорожного транспорта (1980-1985).
Труды по экономике транспорта, применению математических методов в планировании и оптимизации транспортных процессов; автор ряда учебников для вузов.
Белогорцев Петр Григорьевич (1904 - 1971)
Инженер-механик, специалист в области конструирования путевых машин, кандидат технических наук. Один из создателей высокопроизводительных путевых машин: балластера, хоппер-дозатора и др. Разработанная совместно с В. А. Алешиным и ф. Д. Барыкиным балластировочная машина в 1938 г. на Всемирной выставке в Париже удостоена Гран-при.
Белоконь Николай Иович (1899 - 1970)
Ученый в области теплотехники, один из основоположников транспортной энергетики, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Преподавал в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта.
Труды по теоретической теплотехнике, динамике тепловых двигателей и тепловых процессов локомотивов, по теоретическим вопросам создания тепловозов.
Беляев Николай Михайлович (1890 - 1944)
Ученый-математик, специалист в области строительной механики, теории упругости и сопротивления материалов.
Окончил Институт инженеров путей сообщения в Петербурге. Работал в Научно-техническом военном институте, в Технологическом институте, в Институте инженеров путей сообщения. Участвовал в разработке проекта железобетонной эстакады на подходе к мосту через Амур. Автор уникальной методики построения мостов. Под руководством Н.М. Беляева в 1931 г. были разработаны общесоюзные нормы состава бетона.
Автор научных трудов, учебников, руководств.
Бернгард Константин Алексеевич (1911 - 1983)
Ученый в области эксплуатации железных дорог, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, член постоянной комиссии АН СССР по научным проблемам развития транспорта. В 1941-1943 гг. начальник службы движения Октябрьской и Рязано-Уральской железной дороги; с 1943 г. в Центральном НИИ железнодорожного транспорта МПС. Разработал основы оптимизации размещения и развития сортировочных станций.
Труды по организации вагонопотоков, составлению графиков движения поездов, технологическим процессам в работе станций и узлов, техническому нормированию эксплуатационной работы.
Бетанкур Августин Августович (1758 - 1824)
Инженер-механик, математик, основоположник теории машин и механизмов, почетный член Королевской академии изящных искусств Сен-Фернандо (1784), член-корреспондент национального института Франции (1809).
С 1788 г. был директором Королевского кабинета машин в Испании, с 1800 г. - генеральным инспектором Корпуса инженерных путей сообщения, в 1802-1808 гг. - директором Мадридской школы дорог.
В 1808 г. в чине генерал-майора принят на службу в России, с 1809 г. - генерал-лейтенант, с 1810 г. - директор института Корпуса инженеров путей сообщения, в 1819-1822 гг. - директор ведомства путей сообщения.
Спроектировал ряд механизмов, построил одноковшовый экскаватор (1809), спроектировал перекрытия Московского манежа и здания Нижегородской ярмарки.
Бизюкин Дмитрий Дмитриевич (1885 - 1964)
Инженер путей сообщения (1913), специалист в области железнодорожного строительства, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Участвовал в строительстве Мурманской железной дороги, Турксиба, линии Москва - Донбасс и др. Возглавлял кафедру "Строительное производство" Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, длительное время был проректором института.
В годы Великой Отечественной войны консультировал строительство оборонительных сооружений под Ленинградом, "Дороги жизни" и др.
Труды по строительству железных дорог, строительному производству на железнодорожном транспорте; автор учебников.
Бизяев Николай Петрович (р. 1908)
Инженер-механик, специалист в области механизации путевых работ. Создал балластер (системы Бизяева), который в 1930-е гг. был широко распространен на всех отечественных железных дорогах, позже заменен более производительным электробалластером.
Бирюков Вячеслав Дмитриевич (1900 - 1968)
Инженер путей сообщения, специалист в области строительства железных дорог. Участник прокладки Турксиба, железнодорожных линий Москва - Донбасс, Акмолинск - Карталы и др. Главный инженер Главного управления железнодорожного строительства Урала и Сибири, зам. начальника технического управления Минтрансстроя, член редколлегии журнала "Транспортное строительство", автор и редактор учебника "Постройка железных дорог" (1967).
Болотин Владимир Васильевич (1926 - 2008)
Инженер путей сообщения, специалист в области строительной механики, член-корреспондент АН СССР (1974). Разработал основы теории надежности, применимой для прогнозирования надежности конструкций во времени и используемой в расчётах на надёжность подвижного состава.
Труды по динамике сооружений, устойчивости, механике композиционных материалов.
Бондарь Николай Герасимович (1920 - 1994)
Инженер-механик, специалист в области мостостроения, академик АН УССР (1979 г.), заслуженный деятель науки и техники УССР. Руководитель кафедры мостов в Днепропетровском институте инженеров железнодорожного транспорта (с 1958 г.), отраслевой научно-исследовательской лаборатории динамики мостов. Труды по строительной механике, динамике мостов, взаимодействию мостов и подвижного состава. В 1984 г. Бондарю присуждена премия им. академика А. Н. Динника.
Бородин Александр Парфеньевич (1848 - 1898)
Инженер путей сообщения, один из основоположников паровозостроения в России, профессор.
В 1879 г. организовал первую в стране лабораторию топлива, воды и смазки на Юго-Западной железной дороге, в 1880 - 1882 гг. создал первую в мире паровозную лабораторию на базе Киевских мастерских.
Совместно с Л. М. Леви разработал методику стационарных испытаний паровозов. В 1885 г. по проекту Бородина построен первый паровоз тандем-компаунд.
Один из основателей и редакторов журнала "Инженер" (1882, Киев), с 1889 г. - главный редактор журнала. Русское техническое общество учредило Золотую медаль им. Бородина за лучшие изобретения и исследования в области железнодорожного транспорта.
Боченков Михаил Степанович (1919 - 1980)
Инженер, специалист в области железнодорожного пути, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Был проректором и зав. кафедрой "Путь и путевое хозяйство" Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта. Один из инициаторов разработки и внедрения бесстыкового пути на отечественных железных дорогах, предложил бесстыковой путь с непрерывной разрядкой температурных напряжений (уложен в 1951 г. на Томской железной дороге).
Труды в области конструирования и расчета железнодорожного пути.
Васильев Иван Иванович (1834 - 1949)
Инженер путей сообщения, один из создателей теории организации движения и эксплуатации железных дорог, доктор технических наук, профессор Московского и Ленинградского институтов инженеров железнодорожного транспорта, зав. кафедрой "Эксплуатация железных дорог".
Труды по методам расчета, нормированию и анализу оборота вагонов, специализации поездов по направлениям, определению коммерческой скорости движения, теории графиков движения поездов, пропускной способности железных дорог, маневровой работе.
Вахнин Михаил Иванович (1882 - 1975)
Инженер, ученый в области железнодорожной связи и СЦБ, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Был одним из создателей отечественной систем автоблокировки, электрической централизации и диспетчерского управления.
Во ВНИИ железнодорожного транспорта под руководством Вахнина разработаны системы защиты устройств связи, автоматики и телемеханики от атмосферных перенапряжений, влияния тяговых токов на ЭПС.
Труды по теории и практическому применению устройств связи и СЦБ; автор учебников для вузов.
Веденисов Борис Николаевич (1869 - 1932)
Инженер путей сообщения, специалист в области железнодорожного пути, член-корреспондент АН СССР (1943), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1942). Участвовал в строительстве Виндавского порта (1902), первым применил шлаковые подушки для ликвидации пучин земляного полотна (1908), пневматическую подбивку шпал (1913); организовал в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта первую в стране кафедру "Общий курс железных дорог" и был ее руководителем.
Труды по вопросам возведения земляного полотна, борьбы со снежными заносами и др.; автор ряда учебников для железнодорожных вузов.
Вершинский Сергей Васильевич (1910 - 1995)
Ученый в области вагоностроения и организации вагонного хозяйства, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Установил основы связи продольных сил с характеристиками поезда, локомотива, вагона в определенных режимах эксплуатации; ввел понятие коэффициента продольной динамики и определил его значение; исследовал динамические качества 8-осных вагонов.
Труды по динамическим расчетам вагонов, эксплуатационным режимам и вагонному хозяйству; автор учебника "Динамика вагонов" для вузов.
Винокуров Михаил Васильевич (1890 - 1955)
Ученый в области вагоностроения и эксплуатации подвижного состава, доктор технических наук, профессор.
Преподавал в ряде вузов, в том числе в Днепропетровском институте инженеров железнодорожного транспорта, работал во ВНИИ железнодорожного транспорта.
Труды по конструированию и расчету деталей подвижного состава и динамике пассажирских вагонов.
Власов Иван Иванович (1900 - 1966)
Ученый в области электрификации железных дорог, доктор технических наук, профессор. За годы работы во ВНИИ железнодорожного транспорта внес большой вклад в развитие теории и совершенствование конструкции контактной сети. Участник строительства первых электрифицированных участков железных дорог в стране.
Труды по конструированию и монтажу контактной сети, токосъему; автор более 60 научных работ, учебников, в том числе для вузов.
Волков Матвей Степанович (1802 - 1878)
Инженер путей сообщения. Первый в России профессор строительного дела Петербургского института Корпуса инженеров путей сообщения (1831). Один из активных поборников прокладки железных дорог в России. В Курс построений ввел новый раздел "О построении железных дорог" (1835).
Основные труды по изысканиям шоссейных дорог, исследованию и разработке грунтов. В 1844 г. эмигрировал по политическим мотивам. За границей издал ряд работ по политической экономии, физиологии человеческого мозга и др.
Воскресенский Борис Дмитриевич
Инженер путей сообщения (1897), специалист в области эксплуатации железных дорог. Был начальником Южных железных дорог. В годы 1-й мировой войны для увеличения провозной способности дороги предложил организовать движение поездов с применением кратной тяги (впервые в России).
Труды по организации работы железных дорог, рациональным методам станционной работы.
Вульф Александр Викторович (1867 - 1923)
Ученый в области электротехники и электрической тяги, профессор. С 1891 г. преподавал в Военно-инженерной академии, с 1900 г. - в Варшавском политехническом институте, с 1907 г. - в Петербургском технологическом и политехническом институтах. Организовал лабораторию электрической тяги, был участником работы комиссии, разработавшей план ГОЭЛРО, внедрял электрификацию на железных дорогах, обосновал системы постоянного тока высокого напряжения для электрических железных дорог.
Труды по методам расчета тяговых электродвигателей, системам напряжения электрического тока на ж. д. и др.
Гаккель Яков Модестович (1874 - 1945)
Ученый и конструктор в области самолетостроения и тепловозостроения, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Спроектировал и построил ряд самолетов (1900 - 1912), один из первых в мире работоспособных тепловозов (1924).
Преподавал в 1906 - 1931 гг. в Московском электротехническом и Московском теплотехническом институтах, с 1936 г. - в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта.
Гаккель - автор изобретений в области тепловозной и электрической (трамвай) тяги, электроосвещения. Труды по вопросам конструирования и расчетам летательных аппаратов и локомотивов.
Галахов Никита Корнеевич (1864-1912)
Изобретатель, техник-механик. Работал на Тамбовском вагоноремонтном заводе, где предложил ряд усовершенствований, в частности эллиптическую рессору для пассажирского вагона (1911).
Гибшман Евгений Александрович (1872 - 1934)
Инженер путей сообщения, ученый в области изысканий, проектирования и строительства железных дорог. С 1907 г. преподаватель, а затем профессор Московского института инженеров путей сообщения; после 1917 г. избран директором, был деканом строительного факультета и проректором Московского института инженеров железнодорожного транспорта; преподавал в ряде других вузов. Участвовал в строительстве Московской Окружной железной дороги. Труды по коммерческим проблемам в изысканиях, по строительству железных дорог.
Голованов Виктор Григорьевич (1907 - 1973)
Инженер-механик, заслуженный изобретатель РСФСР. В 1931 - 1934 гг. во ВНИИ железнодорожного транспорта участвовал в создании отечественной автосцепки АРТ-3 (позже получила название АС-3).
Гололобов Михаил Владимировиx (1870 - 1919)
Инженер путей сообщения, ученый в области локомотивостроения и подвижного состава, профессор. Под его руководством на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге в 1904 г. создана паровозная лаборатория; по его проекту построен паровоз типа 2-3-0 серии У (1907). Предложил методы расчета листовых рессор, рамы кузова вагона.
Голубицкий Павел Михайлович (1845 - 1911)
Физик и математик, один из первых в России специалистов в области телефонии.
Создал первый оригинальный аппарат и применил его в мастерских Бендеро-Галацкой железной дороги (1878 - 1881); установил телефоны на Николаевской железной дороге для передачи служебных распоряжений (1883); разработал систему питания телефонов абонентов от общей батареи аккумуляторов, находящейся на центральной телефонной станции (1897).
Гоникберг Иосиф Вульфович (1908 - 1971)
Инженер путей сообщения, специалист в области железнодорожного строительства, кандидат технических наук. Участвовал в изысканиях и проектировании ряда железных дорог, руководил техническим отделом Ленгипротранса. Создал методику проверки плана линий существующих железнодорожных путей и расчета вторых путей (метод Гоникберга). Был одним из проектировщиков железнодорожной линии к Ладожскому озеру во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну. Труды по изысканию трасс и проектированию железных дорог.
Гордеенко Яков Николаевич (1851 - 1922)
Ученый в области железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки, профессор Петербургского института инженеров путей сообщения.
Создал первую в России систему централизации стрелочных переводов, осуществленную на ст. Саблино Николаевской железной дороги в 1885 году.
Член комиссии Русского технического общества "По вопросу о железной дороге через всю Сибирь" (1889 - 1890).
Горинов Александр Васильевич (1902 - 1975)
Ученый в области изысканий и проектирования железных дорог, член-корреспондент АН СССР (1939), председатель комиссии АН по проблемам развития транспорта. Участвовал в изысканиях трасс железнодорожных линий Чарджоу - Кунград, Верхнеудинск - Кяхта, Кунгур - Уфа, Оренбург - Илецк и др.
Директор ЦНИИ железнодорожного строительства и ВНИИ железнодорожного транспорта, зав. кафедрой института инженеров железнодорожного транспорта (1943 - 1975).
Труды по анализу овладения перевозками, этапному наращиванию мощности железных дорог и др.; автор учебника "Изыскания и проектирование железных дорог" для вузов.
Горкин Павел Федорович (1904 - 1941)
Инженер-механик, специалист в области подвижного состава, доцент Московского института инженеров железнодорожного транспорта, главный конструктор московского завода "Динамо", начальник бюро подвижного состава (1932 - 1941). Под его руководством были созданы узлы механической части первых советских электровозов (для серий ВЛ и ПБ) и вагонов метрополитена. Труды по расчетам и конструированию электроподвижного состава.
Графтио Генрих Осипович (1869 - 1949)
Ученый в области гидротехнического строительства и электрификации железных дорог, академик АН СССР (1932).
Один из авторов раздела "Электрификация транспорта" плана ГОЭЛРО; руководитель отдела электрификации железных дорог НКПС, строительства Волховской ГЭС и Нижнесвирской ГЭС, которой присвоено его имя.
Гриневецкий Василий Игнатьевич (1871 - 1919)
Ученый в области теплотехники, профессор (1900). Впервые в мире сделал тепловой расчет двигателя внутреннего сгорания (1907); предложил законченную схему теплового расчета котлоагрегата, разработал теорию рабочего процесса паровой машины, создал проекты комбинированных теплосиловых установок. В 1909 г. по проекту Гриневицкого построен двухтактный двигатель внутреннего сгорания двойного расширения для тепловоза. В его трудах дана правильная оценка значения тепловозной тяги, намечены пути конструирования тепловозов.
Данилов Михаил Алексеевич (1831 - 1899)
Инженер путей сообщения, специалист в области изысканий и строительства железных дорог и других сооружений. Автор проекта Большого Каменного моста в Москве (1855); под его руководством в 1877 г. за 100 дней спроектирована и построена Бендеро-Галацкая железная дорога длиной 303 км; при его участии составлен проект Закаспийской и ряда других железных дорог. На Всемирной выставке 1878 г. в Париже проект и строительство Бендеро-Галацкой железной дороги признаны выдающимися.
Дмитриев Василий Афанасьевич (р. 1912)
Ученый в области экономики железнодорожного транспорта, специалист по оценке эффективности видов тяги, доктор экономических наук, профессор. Зав. кафедрой "Экономика, организация и управление производством" Московского института инженеров железнодорожного транспорта, почетный профессор. Труды по вопросам развития, реконструкции, технического перевооружения железнодорожного транспорта; учебники для вузов.
Дмоховский Владислав Карлович (1877 - 1952)
Инженер путей сообщения, ученый в области железнодорожного строительства и строительного производства генерал-майор, профессор Московского института инженеров железнодорожного транспорта и Военной инженерной академии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Также специалист по технической экспертизе оснований и фундаментов. Труды по проблемам снегоборьбы, устойчивости земляных сооружении, методам исследований грунтов и оснований, динамической устойчивости фундаментов.
Добровольский Николай Алексеевич
Инженер-механик, специалист в области тепловозостроения. В 1923-1927 гг. участвовал в проектировании и изготовлении в Германии одного из первых отечественных тепловозов с электрической передачей Юэ001 (Э-Эл-2) и с механической передачей Юм05 (Э-Мх-3). Работал в тепловозной комиссии НКПС, возглавлял тепловозное бюро (1925-1930); преподавал в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта. Автор книги "Тепловоз Юь005 и его испытания в Германии" (М., 1927).
Долгов Николай Емельянович (1871 - 1919)
Инженер путей сообщения, изобретатель. Участвовал в изысканиях и строительстве линий Оренбург - Ташкент, Витебск - Жлобин, Второй Екатерининской (Приднепровской) железной дороги и др. Создал первый отечественный путеизмеритель и ряд других измерительных приборов. В 1913-1915 гг. совместно с инженером Оводенко построил первый путеизмерительный вагон. Предложил оригинальную конструкцию железнодорожного пути (путь Долгова) на железобетонном подрельсовом основании. Труды по вопросам снегозащиты, расчету малых искусственных сооружений, устойчивости земляного полотна.
Долинжев Алексей Иосифович (1887 - 1975)
Специалист в области испытаний локомотивов, изобретатель. Руководил исследованиями паровозов различных серий, принимал участие в испытаниях первых отечественных тепловозов (1925). Разработал основы методики экспериментальных исследований локомотивов. Ему принадлежит ряд изобретений, в том числе вибрационной машины для возбуждения искусственных колебаний конструкций при испытаниях.
Дубелир Григорий Дмитриевич (1874 - 1942)
Инженер, специалист в области дорожного строительства, электрификации железных дорог и городского транспорта, доктор технических наук, профессор. Один из авторов раздела об электрификации транспорта ГОЭЛРО, член комиссии ГОЭЛРО (1920). Труды по проектированию автодорог, электрификации железных дорог и городского транспорта, устойчивости земляного полотна, планировке населенных пунктов.
Егорченко Валентин Филиппович (1892 - 1952)
Один из основоположников научной школы тяги поездов, доктор технических наук, профессор, генерал-директор тяги III ранга. Участвовал в организации Экспериментального института путей сообщения (НИИ железнодорожного транспорта), руководил комплексными испытаниями паровозов, созданием и внедрением на железнодорожном транспорте автосцепки и автоматических тормозов. Труды по тяге поездов, автотормозным системам, методам испытаний и др.
Ераков Лев Александрович (1839 - 1885)
Ученый в области подвижного состава. Профессор Петербургского института инженеров путей сообщения по кафедре "Паровая механика и паровозы". Автор первого литографированного "Курса паровозов" (1871).
Журавский Дмитрий Иванович (1821 - 1891)
Инженер путей сообщения, основоположник русской научной школы мостостроения. Создал проекты многих мостов, в том числе через реки Веребья, Волга, Волхов на Петербург-Московской железной дороге, в конструкциях которых использовал фермы Гау, дав впервые их теоретическое обоснование и расчет. В 1877-1884 гг. - директор департамента железных дорог МПС. В 1883 - 1889 гг. был членом Совета МПС (с 1886 г. - Совета по железнодорожным делам).
Труды по мостостроению, сопротивлению материалов и др. За научную деятельность удостоен присуждавшейся АН Демидовской премии (1855).
Земблинов Сергей Владимирович (1893 - 1976)
Инженер путей сообщения, ученый в области проектирования и строительства железнодорожных станций и узлов, доктор технических наук, профессор (1931), заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Работал на ряде железных дорог, в НКПС, в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, Академии железнодорожного транспорта, ВНИИ железнодорожного транспорта, Институте комплексных транспортных проблем. Под его руководством создано более 400 проектов развития и переустройства станций и узлов. 3емблинов был также талантливым живописцем (ученик В.Н. Мешкова, А.М. Васнецова, И.Э. Грабаря), написал более 300 картин (в основном русский пейзаж).
Игнатьев Александр Федорович (1907 - 1975)
Инженер-механик, специалист в области механизации строительства, путевых работ, профессор. Преподавал в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта; в 1951-1972 гг. - ректор Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта. Игнатьев - один из создателей саморазгружающихся вагонов. Труды по механизации железнодорожного строительства; один из авторов и редактор учебника для вузов "Строительные и путевые машины" (1967).
Иноземцев Владимир Григорьевич (р. 1931)
Инженер-механик, специалист в области систем управления, тяги поездов, процессов торможения, член-корреспондент АН СССР (1987), председатель объединенного научного совета Российской АН по проблемам транспорта, академик и вице-президент Академии транспорта РФ (1992), ректор Московского института инженеров железнодорожного транспорта (с 1985). Развил теорию процессов при торможении; руководил разработкой и применением новых фрикционных материалов, исследованиями, на основании которых созданы отечественные воздухораспределители, системы контроля обрыва тормозных магистралей; предложил более 100 изобретений. Под его руководством создана уникальная лаборатория для исследований тормозов подвижного состава, разработаны методы вождения длинносоставных и тяжеловесных поездов. Труды по теории торможения, тяге поездов и др.; автор учебников для вузов.
Иоаннисян Ашот Исаевич (1904 - 1973)
Инженер-строитель, ученый в области изысканий и проектирования железных дорог, доктор технических наук, профессор. Преподавал в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, член научно-технического совета МПС и Минтрансстроя, председатель экспертного совета Всесоюзной аттестационной комиссии по присуждению учёных степеней. Труды по проектированию железных дорог, изысканию трасс и др.; автор учебников.
Исаакян Оганес Николаевич (1891 - 1958)
Ученый в области тяги поездов, испытаний локомотивов, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Участник исследований локомотивов многих типов; внес вклад в развитие теории тяги поездов, совершенствование методов испытаний локомотивов и др.
Исаев Константин Сергеевич (р. 1917)
Специалист в области механизации и автоматизации путевых и строительных работ, изобретатель, доктор технических наук, заслуженный изобретатель и заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Автор более 20 изобретений, участвовал в создании комплекса путевых машин легкого типа; под руководством Исаева разработаны и внедрены вагонные замедлители двух типов и другие машины и механизмы.
Казанцев Флорентий Пименович (1877 - 1940)
Изобретатель железнодорожных автоматических тормозов. Предложил несколько систем автоматических воздушных тормозов, в т. ч. с воздухораспределителем однопроводного жесткого тормоза (1925), полужесткий тормоз (1927).
Казаринов Валентин Макарович (1907 - 1978)
Ученый в области автотормозов подвижного состава, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. С 1952 как зав. отделом автотормозного хозяйства ВНИИ железнодорожного транспорта возглавлял комплексные исследования.
Труды по созданию и совершенствованию автотормозов железнодорожного подвижного состава; учебники по тормозам.
Карейша Сергей Демьянович (1854 - 1934)
Инженер путей сообщения, специалист в области железнодорожного пути, станций и узлов, заслуженный профессор, директор Петербургского института инженеров путей сообщения (1911 - 1917).
В 1922 г. пожизненно избран почетным председателем Совещательных съездов представителей служб пути отечественных железных дорог, член многих международных железнодорожных и других технических обществ. Представлял Россию на многих международных конгрессах.
Труды по вопросам защиты от снежных заносов железнодорожных станций и пути; автор многочисленных библиографических указателей по железнодорожной тематике.
Кербедз Станислав Валерианович (1810 - 1899)
Инженер путей сообщения, ученый в области мостостроения и водного транспорта, член-корреспондент (1851) и почетный член (1858) Петербургской АН. Автор проекта и руководитель строительства первого постоянного моста через Неву (мост лейтенанта Шмидта) в Санкт-Петербурге, мостов через Лугу и Вислу (в Варшаве). Преподавал в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Вместе с П.П. Мельниковым доказывал необходимость строительства магистральных железных дорог в России. Был главным инженером по искусственным сооружениям при строительстве Петербург-Варшавской железной дороги. Разработал нормы допускаемых напряжений на растяжение и сжатие для стали, которые были приняты при проектировании металлических мостов Петербург-Варшавской железной дороги. Проводил изыскания по соединению Петербург-Варшавской и Кенигсбергской железных дорог. Руководил строительством железнодорожных линий Петербург - Петергоф - Лигово - Красное Село, Петергоф - Ораниенбаум.
Лазарян Всеволод Арутюнович (1909 - 1978)
Ученый в области механики, академик АН УССР (1972). Заслуженный деятель науки и техники УССР (1969). Был начальником (ректором) Днепропетровского института инженеров железнодорожного транспорта (1941-1958), руководителем Института механики АН УССР (1968-1973). Труды в области строительной механики, теории колебаний, динамики подвижного состава, взаимодействия подвижного состава и пути, устойчивости движения рельсовых экипажей.
Лебедев Алексей Борисович (1883 - 1941)
Инженер, специалист по электрической тяге подвижного состава, член-корреспондент АН СССР (1939). С 1914 г. был профессором Петербургского политехнического института и одновременно в 1930-1936 гг. Московского энергетического, а с 1932 г. - Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. В 1914 г. обосновал возможность применения для электрификации железнодорожного транспорта системы постоянного тока (напряжение 3-5 кВ), которая была принята на отечественных железных дорогах в 1931 г. В 1939 г. возглавил в АН СССР исследования систем электрической тяги.
Труды по общей теории электрической тяги, методике проектирования электрических железных дорог, расчетам контактной сети, тяговых электродвигателей и др.
Лебедев Дмитрий Николаевич (1840 - 1880)
Инженер-механик, специалист в области динамики паровозов, устойчивости движения, теории колебаний. Лебедев был профессором (с 1865 г.) Московского технического училища и (с 1869 г.) Московского университета. Дал определение различных видов колебаний паровоза, предложил меры повышения его устойчивости. Автор первой в России работы по теории колебаний подвешенной части паровоза (1867).
Леви Людвиг Маврикиевич (1854 - 1927)
Инженер, ученый в области подвижного состава железнодорожного транспорта. Работал на ряде железных дорог (начальником служб подвижного состава, тяги, руководителем мастерских). Совместно с А.П. Бородиным разработал методику линейных испытаний паровозов. По проекту Леви в 1898 г. построены паровозы типа 1-4-0 (серии 0) с машиной тандем-компаунд. Труды по нормализации частей и узлов паровозов, тендеров и др.
Ливеровский Александр Васильевич (1867 - 1951)
Инженер путей сообщения, специалист в области строительства железных дорог, доктор технических наук. Участвовал в прокладке Западно-Сибирской, Кругобайкальской и других железных дорог, был начальником строительства Восточно-Амурской железной дороги. В 1917 г. был министром путей сообщения Временного правительства. При сооружении 1-й очереди Московского метрополитена был техническим экспертом.
Труды по вопросам сооружения земляного полотна в сложных условиях, строительства железных дорог и других сооружений на вечной мерзлоте.
Ливчак Иосиф Николаевич (1839 - 1914)
Изобретатель в области полиграфии, военного дела, транспорта. В 1897 г. предложил путеизмерительную тележку с электроизмерительным прибором, который был приобретен немецкой железной дорогой и явился первым прибором для контроля железнодорожного пути. Сконструировал указатель пути и скорости движения локомотива, за который награжден Русским техническим обществом Золотой медалью им. А. П. Бородина (1903).
Лобанов Алексей Васильевич (р. 1904)
Инженер-механик, специалист в области механизации путевых работ. Один из создателей высокопроизводительных балластировочных машин, применяющихся с 50-х гг. на отечественных железных дорогах. Труды по конструированию и расчетам путевых машин.
Ломоносов Юрий Владимирович (1876 - 1952)
Ученый в области тяги поездов, взаимодействия подвижного состава и пути, профессор. Создал "Контору опытов над паровозами" (1912 - 1917). Под руководством Ломоносова разработан проект одного из первых работоспособных отечественных тепловозов построен в 1924 г. в Германии). В 1918-1920 гг. был членом коллегии НКПС, в 1920-1923 гг. - главой российской железнодорожной миссии по закупке паровозов за границей. С 1927 г. жил за рубежом. Труды по теории тяги поездов, испытаниям подвижного состава. Награжден Золотой медалью им. А.П. Бородина (1911), медалью Дж. Стефенсона (1944, Великобритания). В 1982 г. в Лидском университете (Великобритания) создан фонд Ломоносова.
Лопушинский Вацлав Иванович (1856 - 1929)
Инженер, конструктор паровозов. В 1890-1915 гг. создал товарные и пассажирские паровозы нескольких типов (серии Э, Лп, Ш и др.); принимал активное участие в работе Совещательных съездов инженеров служб подвижного состава и тяги русских железных дорог. В 1877-1879 гг. провел динамометрические и индикаторные испытания паровозов, результаты которых были опубликованы в 1882 г. С 1920 г. жил в Польше, продолжал конструкторскую деятельность.
Мазинг Евгений Карлович (1880 - 1944)
Ученый, специалист в области двигателей внутреннего сгорания, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Продолжил начатую В.И. Гриневецким разработку методики теплового расчета двигателей; исследовал вопросы генерирования газа и его использования в двигателях; создал систему пневматической передачи тепловоза; участвовал в проектировании тепловоза Юк 004 в Тепловозном бюро (1922-1924). Труды по вопросам полного и неполного сгорания твердого и жидкого топлива.
Максименко Филипп Емельянович (1852 - 1935)
Инженер путей сообщения, специалист в области гидравлики, заслуженный профессор. Был первым директором Московского инженерного училища (позже Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, МИИТ) в 1896-1905 гг., где основал гидравлическую лабораторию, которая носит его имя. В 1898 г. руководил строительством комплекса зданий для Училища. В 1925-1929 гг. возглавлял научно-исследовательский институт при МИИТ. Труды по гидравлике, гидравлическим расчетам; автор учебников для вузов.
Марквардт Константин Густавович (1904 - 1997)
Ученый в области электроснабжения электрических железных дорог, доктор технических наук, профессор. С 1947 г. по 1983 г. зав. кафедрой "Энергоснабжение электрических железных дорог" в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, почетный профессор Московского Государственного университета путей сообщения (МИИТ). Труды по электроснабжению железных дорог, научной организации учебного процесса и др.
Медель Владимир Борисович (1893 - 1985)
Инженер, специалист в области электроподвижного состава, доктор технических наук, профессор. Заведовал кафедрой "Электрическая тяга" в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, где создал лабораторию "Динамика и прочность электроподвижного состава". В 1920-1923 гг. входил в российскую железнодорожную миссию за границей, под руководством Ю.В. Ломоносова участвовал в подготовке проекта одного из первых отечественных тепловозов с электрической передачей. Труды по вопросам теории, совершенствования конструкции и устройств механической части ЭПС.
Мейнеке Феликс (1877 - 1955)
Инженер-механик, специалист в области локомотивостроения, профессор. По инициативе Мейнеке на Коломенском паровозостроительном заводе в 1909 г. был разработан проект тепловоза с двигателем мощностью 1000 л. с. и с электрической передачей типа 1-2-1+1-2-1. В 1920-1921 гг. был членом русской железнодорожной миссии за границей, где участвовал в подготовке проекта тепловоза Эмх 003 с гидравлической передачей, замененной затем механической. В 1925-1927 гг. по его проекту был построен тепловоз в Германии и принят в эксплуатацию в России. Труды по паровозостроению, проектированию тепловозов; автор книги "Краткий курс паровозостроения" (1933).
Мельников Павел Петрович (1804 - 1880)
Инженер путей сообщения, специалист в области строительства железных дорог, организатор железнодорожного транспорта в России, в 1862 г. был назначен главноуправляющим железнодорожным ведомством, первый министр путей сообщения России в 1866-1869 гг. Разработал теоретические основы строительства железных дорог. Руководил прокладкой первой крупной отечественной магистрали Санкт-Петербург - Москва. Автор первого теоретического труда по железнодорожному делу "О железных дорогах" (1835); многие работы остались в рукописях. На станции Любань на железнодорожной линии между Москвой и Санкт-Петербургом и на площади трех вокзалов в Москве установлены памятники Мельникову (1955 и 2003). На здании Петербургского государственного университета путей сообщения - мемориальная доска.
Мищенко Константин Николаевич (1871 - 1962)
Инженер путей сообщения, специалист в области железнодорожного пути, доктор технических наук, профессор. Один из основоположников теории расчета бесстыкового пути температурно-напряженного типа. Преподавал в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта (до 1943), в Новосибирском (1943-1946) и Днепропетровском (1946-1955) институтах.
Николаев Иван Иванович (1893 - 1964)
Ученый в области железнодорожного транспорта, член-корреспондент АН СССР (1953). С 1921 г. преподавал в Московском институте инженеров путей сообщения, с 1931 г. в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта. Одновременно в 1947-1951 гг. работал в Академии железнодорожного транспорта, с 1955 г. - в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта и Институте комплексных транспортных проблем АН СССР. Труды по динамике локомотивов, парораспределению и др.
Николаи Леопольд Федорович (1844 - 1908)
Инженер путей сообщения, ученый в области механики и мостостроения, профессор. Был директором Петербургского института инженеров путей сообщения в 1901-1905 гг. Труды по расчетам обделки тоннелей, теории расчета конструкции мостов, гидравлическим процессам мостовых переходов, нормам стока вод для малых бассейнов, истории мостостроения; автор книги "Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России" (СПБ, 1898). Учреждена медаль Николаи для инженеров.
Никольский Евгений Николаевич (р. 1915)
Инженер-механик, специалист в области вагоностроения, доктор технических наук, профессор, почетный доктор Будапештского технического университета. Труды по расчетам кузовов нагонов, методам расчетов вагонов на прочность; автор учебников и учебных пособий.
Нольтейн Егор Егорович (1854 - 1934)
Ученый в области железнодорожного транспорта. В 1896-1905 гг. преподавал в Московском инженерном училище (Московский институт инженеров железнодорожного транспорта). Является конструктором паровоза серии Ч; под его руководством разработан проект сочлененного паровоза типа 0-3-0+0-3-0 серии 0. В 1899 г. на Брянском заводе было построено 10 таких паровозов, в 1900-16 гг. еще 116. Труды по динамике паровозов.
Образцов Владимир Николаевич (1874 - 1949)
Инженер путей сообщения, учёный в области организации железнодорожного транспорта, транспортных систем, академик АН СССР (1934), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1935). Преподавал с 1901 г. в ряде московских вузов Инженерное училище, Институт гражданских инженеров, Институт инженеров железнодорожного транспорта). В Московском институте инженеров железнодорожного транспорта основал кафедру "Станции и узлы", заведовал кафедрой. В 1935-1940 гг. начальник НИИ железнодорожного транспорта в Москве, с 1939 г. возглавлял секцию по научной разработке проблем транспорта АН СССР. Труды по проектированию железнодорожных станций и узлов, эксплуатации железных дорог, взаимодействию различных видов транспорта. Имя Образцова присвоено Николаевскому железнодорожному техникуму, улице в Москве, установлена мемориальная доска на доме, где он жил.
Оппенгейм Константин Александрович (1872 - 1939)
Инженер путей сообщения (1895), специалист в области проектирования железных дорог, строительства железнодорожного пути и мостов, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, член научно-технического комитета НКПС. Совмещал инженерную деятельность с педагогической (преподавал в Варшавском политехническом и Томском технологическом институтах); с 1924 г. - в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, где организовал кафедру "Изыскание и проектирование железных дорог", создал кабинет по проектированию железных дорог. В 1925-1933 гг. был деканом строительного факультета института. Труды по вопросам изыскания трасс железных дорог и железнодорожного строительству.
Ошурков Борис Михайлович (1887 - 1927)
Инженер-теплотехник, специалист по паровым турбинам и двигателям внутреннего сгорания, профессор. Был одним из организаторов Всесоюзного теплотехнического института, участвовал в создании и испытаниях тепловоза конструкции Я.М. Гаккеля. Труды по тепловым двигателям и технической термодинамике, в т.ч. учебники для вузов.
Патон Евгений Оскарович (1870 - 1953)
Инженер путей сообщения, специалист в области мостостроения и электросварки, академик АН УССР (1929), заслуженный деятель науки УССР (1940), Герой Социалистического Труда (1943). Работал на железных дорогах России, с 1896 г. преподавал в Московском инженерном училище, с 1905 г. - профессор Киевского политехнического института. Во время первой мировой войны с помощью студентов-выпускников вел проектирование металлических разборных мостов для восстановления железных дорог. В 1921-1931 гг. возглавлял мостоиспытательную станцию в Киеве. С 1929 г. занимался электросваркой, организовал сварочную лабораторию, в 1934 г. преобразованную в Научно-исследовательский институт электросварки; был директором этого института. Под его руководством спроектирован и построен сварной мост через Днепр. Труды по проблемам автоматизации сварки, поточным линиям в сварочном производстве, внедрению новых методов сварки, сварки под флюсом и др. Имя Патона носит мост через Днепр и НИИ электросварки.
Передерий Григорий Петрович (1871 - 1953)
Инженер путей сообщения, ученый в области мостостроения и строительной механики, академик АН СССР (1943), с 1902 г. преподавал в Московском инженерном училище, с 1907 г. в Петербургском институте инженеров путей сообщения, затем в других институтах; разработал новую методику преподавания курса мостов. В 1915 г. разработал типовые проекты железобетонных балочных пролетных строений под однопутную железную дорогу.Является автором проектов ряда мостов, в т.ч. однопутного железнодорожного моста через Волгу у Саратова, железобетонного моста через Неву, проекта реконструкции моста им. лейтенанта Шмидта. Труды по теории, расчету, конструированию и сооружению мостов, применению индустриальных методов строительства и электросварки в мостостроении.
Петров Александр Петрович (1910 - 1982)
Ученый в области железнодорожного транспорта, член-корреспондент АН СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1966). Был профессором Академии железнодорожного транспорта и Московского института инженеров железнодорожного транспорта; зам. директора ВНИИ железнодорожного транспорта, где руководил отделом вычислительной техники; возглавлял секцию транспорта АН СССР; был председателем советской части Международной ассоциации железнодорожных конгрессов. Труды по оптимизации формирования поездов, автоматизированным системам управления железнодорожным транспортом.
Петров Николай Павлович (1836 - 1920)
Ученый в области железнодорожного транспорта, почетный член Петербургской АН (1894), инженер-генерал-лейтенант. На основе исследования трения в подшипниках вагонов создал гидродинамическую теорию смазки удостоен Ломоносовской премии, 1884). Был председателем инженерного совета МПС, товарищем (заместителем) министра с 1893 г.; участвовал в строительстве Транссибирской магистрали. По инициативе Петрова создано Московское инженерное училище (1896). В 1896-1905 гг. возглавлял Русское техническое общество. Труды по расчетам железнодорожного пути, гидродинамической теории смазки, процессам в тормозных системах поездов, тяговым расчетам.
Пироцкий Федор Аполлонович (1845 - 1898)
Артиллерийский офицер, изобретатель. Проводил опыты по передаче электроэнергии на расстояние до 1 км (1874-1876). В 1880 г. впервые в России испытал вагон с электрическим приводом, питавшимся от контактного рельса - прототип современного трамвая.
Писарев Сергей Григорьевич (1901 - ?)
Инженер путей сообщения, специалист в области железнодорожных станций и узлов. В 1930-е гг. разработал теорию пропускной способности станций и двухпутных магистралей. В 1933-1936 гг. работал в НКПС. Труды по пропускной способности железнодорожных линий, взаимодействию условий движения поездов по перегонам и работе станций участка и др.
Платов Владимир Иванович (1904 - 1977)
Инженер-механик, один из создателей индустриального метода ведения путевых работ, заслуженный изобретатель РСФСР. В конце 40-х гг. разработал конструкцию отечественного путеукладчика и других путевых машин.
Плохоцкий Михаил Антонович (1905 - 1984)
Инженер-механик, специалист в области механизации строительно-путевых работ, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель РСФСР. Один из создателей путеизмерителя ЦНИИ-3, выправочно-подбивочно-отделочной машины ВПО-3000 и других путевых машин. Труды по конструированию и расчету строительно-путевых машин; автор учебника для вузов.
Поздняков Борис Сергеевич (1903 – 1979)
Инженер-механик, специалист в области локомотивостроения. С 1925 г. работал на тепловозной базе (ст. Люблино), позднее - на Коломенском тепловозостроительном заводе, где под его руководством созданы проекты тепловозов серии Ээл и в 1933 г. начат их серийный выпуск.
Пойда Афанасий Арсентьевич (1903 - 1981)
Инженер-механик, специалист в области тепловозостроения и локомотивного хозяйства, доктор технических наук, профессор. Один из авторов проекта газогенераторного тепловоза. Труды по теории и расчетам двигателя внутреннего сгорания для тепловозов и по локомотивному хозяйству.
Попов Алексей Александрович (1905 - 1966)
Инженер-механик, специалист в области вагоностроения, доктор технических наук, профессор. Выполнил исследования прочности вагонов, предложил графоаналитический метод расчета вагонных конструкций, осуществил расчет оси колесной пары (1934), создал теорию плоских колебаний вагонов (1940). Труды по прочности вагонных конструкций и др.
Правосудович Михаил Елевферьевич (1865 - после 1927)
Инженер путей сообщения, специалист в области паровозного хозяйства и эксплуатации железных дорог, профессор. С 1925 г. председатель Научно-технического комитета НКПС. Возглавлял комиссию по приемке первого тепловоза с электрической передачей Юэ001, построенного для России в Германии под руководством Ю.В. Ломоносова. Автор нескольких изобретений в области конструкции паровозов. Труды по расчету паровозных поворотных кругов, деталей паровозов, ремонту и др. В 1925 г. под его редакцией вышел сборник Научно-технического комитета НКПС, посвященный 100-летию железных дорог.
Прокофьев Иван Петрович (1877 - 1958)
Инженер путей сообщения, ученый в области сопротивления материалов, строительной механики и мостостроения, доктор технических наук, профессор Московского института инженеров железнодорожного транспорта, Тимирязевской сельскохозяйственной академии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Автор проектов мостов и других сооружений. Труды по строительной механике; автор учебников. Был членом научно-технического комитета НКПС и его мостовой комиссии. Выезжал по их заданию на ответственные стройки, в том числе железнодорожных мостов, давал заключения по проектам мостов.
Проскуряков Лавр Дмитриевич (1858 - 1926)
Инженер путей сообщения, ученый в области строительной механики и мостостроения, заслуженный профессор Московского инженерного училища. Автор проектов больших мостов через Волхов, Оку, Енисей, Амур, Москву и др., в которых применил новые системы мостовых ферм. Создал механическую лабораторию в Московском инженерном училище, которая носит его имя. Труды по графоаналитическим методам расчета, теории линий влияния и др. За проект моста через Енисей на Всемирной выставке 1900 г. в Париже награжден Золотой медалью. В 1912 г. учреждена Золотая медаль им. Проскурякова за лучшие работы по строительной механике.
Протодьяконов Мстислав Михайлович (1892 - 1967)
Инженер путей сообщения, специалист в области изысканий и проектирования железных дорог, доктор технических наук, профессор. Участвовал в изысканиях железнодорожных линий Транссибирской магистрали; в 1930-1939 гг. был руководителем проектных групп в Научно-исследовательском институте по сооружению железных дорог и в Союзтранспроекте. Преподавал в Ленинградском и Московском институтах инженеров железнодорожного транспорта, Военно-транспортной академии. Труды по методологии сравнения вариантов трассы, расчету искусственных сооружений, по железным дорогам военного назначения и др.
Радциг Владимир Александрович (1880-1960)
Инженер, специалист в области энергетики и электрификации. Автор проекта первого электрифицированного участка железной дороги Баку - Сабунчи и руководитель строительства (1926).
Раевский Александр Сергеевич (1872-1924)
Инженер-механик, ученый в области конструирования паровозов. Создал проекты ряда паровозов серий Щ, Ъп, Уп, Лп для Харьковского и Путиловского заводов. Работал совместно с Я. М. Гаккелем над проектом одного из первых отечественных тепловозов, для которого сконструировал ходовую часть. Труды посвящены разработке графоаналитического метода расчета противовесов, расчетам головок шатунов паровозов, осей колесных пар и других узлов. Погиб при испытаниях подвижного состава.
Розенфельд Виталий Евгеньевич (1905-1985)
Ученый в области электроподвижного состава железных дорог, доктор технических наук, профессор. Преподавал в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта, декан факультета "Электрификация железных дорог ". Под руководством и при участии Розенфельда созданы электровозы с номинальным напряжением на токоприемнике 6 кВ, разработаны проекты электровозов с импульсным управлением, рудничного электровоза и др. Труды по электрической тяге (учебник), электроподвижному составу.
Савельев Рафаил Николаевич (1851 - 1903)
Инженер путей сообщения (1872), профессор Киевского политехнического института. Первым использовал в рекогносцировочных изысканиях трассы железной дороги воздушный шар, о полете на котором и фотографировании местности 16 января 1896 г. сообщил на совместном заседании VII и VIII отделов Русского технического общества в докладе "О применении воздухоплавания в железнодорожных изысканиях".
Сыромятников Сергей Петрович (1891 - 1951)
Инженер-теплотехник, ученый в области паровозостроения, академик АН СССР (1943), заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Преподавал в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта; разработал теорию тепловых процессов паровозного котла и паровоза в целом. Труды по проектированию и тепловым расчетам паровозов.
Тимонов Всеволод Евгеньевич (1862 - 1936)
Инженер путей сообщения (1883), специалист в области гидротехники, профессор Петербургского института инженеров путей сообщения (с 1895 г.). В 1907 г. по его инициативе создана первая в России гидротехническая лаборатория в Петербурге. Труды по вопросам строительства портов, улучшению судоходства, взаимодействию железнодорожных и водных путей сообщения и др. Входил в особую комиссию по строительству Сибирской железной дороги.
Тихомиров Евгений Николаевич (1891 - 1973)
Инженер-механик, ученый в области теории прочности, тепловозостроения, профессор Московского Высшего Технического Училища, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Принимал участие в проектировании ряда тепловозов: пассажирского (1928-1930), маневрового (1930-1931). Труды по расчетам тепловозных конструкций на прочность и др.
Уваров В. В.
Инженер-механик, изобретатель. В 1920-1930-е гг. директор Тамбовского вагоноремонтного завода. Изобрел пресс для снятия хомутов с вагонных рессор (1925), предложил цикловой метод ремонта вагонов со специализацией путей по технологическим процессам.
Фролов Александр Николаевич (1863 - 1939)
Инженер путей сообщения, ученый в области сооружения железнодорожного пути и эксплуатации железных дорог, основоположник теории маневровой работы, профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (1924). Работал в службах пути и движения Рязано-Уральской, Харьковско-Николаевской, Московско-Виндаво-Рыбинской, Мурманской железных дорог, сочетая практическую деятельность с научной. Труды по вопросам обоснования пропускной способности железных дорог; планирования и регулирования перевозок; маршрутизации и специализации перевозок; по проектированию железнодорожных станций и организации работы на них.
Черепановы Ефим Алексеевич (1774 - 1842) и Мирон Ефимович (1803 - 1849)
Механики, изобретатели, отец и сын, крепостные заводчиков Демидовых. Создали первый в России паровоз (1833-1834), построили чугунную рельсовую дорогу для транспортирования руды на Выйском заводе.
Щапов Николай Петрович (1896 - 1968)
Ученый, основоположник отечественного транспортного металловедения, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. С 1925 работал во ВНИИ железнодорожного транспорта. Под его руководством проведены фундаментальные исследования прочности, надежности и долговечности всех основных железнодорожных конструкций (рельсов, осей колесных пар, бандажей, сварных конструкций и др.), выполнены работы по изучению прочности, хладноломкости, ударной вязкости материалов, начато применение методов поверхностного упрочнения деталей подвижного состава. Труды по вопросам материаловедения, упрочнения и др.
Щукин Михаил Николаевич (1907 - ?)
Инженер-механик, специалист по конструированию локомотивов. Автор проекта паровоза типа 2-3-2; участник проектирования паровозов серий ФД и ИС Коломенского паровозостроительного завода и тепловозов ТЭ1, ТЭ2 Харьковского тепловозостроительного завода.
Щукин Николай Леонидович (1848 - 1921)
Инженер-механик, специалист в области паровозостроения, профессор. Преподавал в Петербургском техническом институте, Военно-инженерной академии, на Высших женских курсах; был помощником (заместителем) министра путей сообщения. По его проектам построены паровозы типа 1-3-0 серии Н, типа 0-4-0 серии Щ, товарные и пассажирские вагоны и др. Руководил прокладкой первого в стране керосинопровода Баку - Батуми; возглавлял комиссию подвижного состава и тяги МПС, технический совет по постройке тепловоза по проекту Я.М. Гаккеля (1924).
Якобсон Петр Васильевич (1890 - 1975)
Инженер-механик, специалист в области тепловозостроения, кандидат технических наук. С 1920 г. под руководством Ю. В. Ломоносова работал в составе Российской железнодорожной миссии за границей; участвовал в создании и производстве тепловозов ТЭ1, ТЭ2, ТЭЗ. С 1925 г. был главным инженером тепловозной базы в Люблино; с 1945 г. - в тепловозном отделе НКПС, во ВНИИ железнодорожного транспорта. Автор книги "История тепловоза в СССР" (1960) и др.
Ясинский Феликс Станиславович (1856 - 1899)
Инженер путей сообщения (1877), специалист в области строительной механики и теории упругости, профессор. В 1878-1888 гг. работал на Петербурго-Варшавской железной дороге и был городским инженером в Вильно. Составил ряд проектов железнодорожных мостов и других сооружений. С 1890 г. - начальник технического отдела Петербург-Московской железной дороги. С 1896 г. преподавал в Петербургском институте путей сообщения; впервые обосновал значение устойчивости сжатых стержней. Труды по теории устойчивости и др.
screenRenderTime=2
|